Дорогие ребята! Сегодня, на страницах сайта хотелось бы обсудить с Вами великое умение – умение правильно вести спор или дискуссию.
Спор – устное (реже письменное) речевое общение, в основе которого противоположные (или разнообразные) точки зрения.
Культура спора (основные правила поведения в споре).
Прежде, чем выразить свое несогласие, подумайте, стоит ли спорить – есть ли из-за чего?
Возражайте по делу.
Относитесь с уважением к чужим мнениям! Уважайте собеседника, не допускайте импульсивной оценки его мнения: «Вы не правы», «Вы ошибаетесь», «Вы все перепутали» и т.п. Лучше сказать: «Я думаю иначе», «Я понимаю Вас, но не могу полностью согласиться с этой позицией, и вот почему…».
Выбирайте вежливые слова и выражения. Произносите их мягким, доброжелательным, уважительным тоном.
Пока оппонент говорит – только слушай!
Не горячитесь! Старайтесь говорить спокойно!
Возражая, сначала согласитесь с тем, что Вы принимаете, выделите общее во взглядах. Меньше говорите «Нет».
Не будьте голословны, используйте убедительные аргументы – истинные, четко сформулированные, достаточные для доказательства данного тезиса.
Придерживайтесь темы разговора, не переводите его в другое русло.
Говорите не все, что можно сказать, а только то, что помогает разрешить спор.
Не считайте, будто то, что понятно для Вас, всегда понятно и для другого.
Обращайтесь к тому, чье мнение оспаривается, используя личную форму, в том числе и обращение по имени (имени и отчеству).
Не стремитесь во что бы то ни стало доказать свою правоту. Если собеседник говорит дело, и оказался прав, то надо менять свою точку зрения. Признавать свои ошибки не означает унижения в глазах партнера по общению.
Используйте «Эхо-ответ» – повторение фраз собеседника: «Так Вы говорите, что…» (для лучшего понимания его точки зрения).
Поменяйте тему разговора (в частной беседе), если несогласие зашло слишком далеко.
Стремитесь остаться со своим собеседником в дружеских отношениях, даже если вы не убедили друг друга.
Избегайте формулировок, осложняющих течение спора:
Вместо: Целесообразно:
«Все вы должны признать…» «Не думаете ли вы, что…»
«Я не уверен в том, что…» «У меня сложилось впечатление, что…»
«Когда-нибудь Вы поймете…» «Согласны ли Вы с тем, что…»
Не навязывайте своей точки зрения, а доказывайте её!
Способы доказательства:
– прямое – такое доказательство, при котором из представленных аргументов выводятся истинные суждения, а из этих суждений – доказывается тезис;
– косвенное – это такое доказательство, при котором мы, доказывая тезис, показываем нелогичность антитезиса (противоречащего тезису суждения). Виды косвенного доказательства – «от противного», метод исключения, приведение к абсурду.